TV NO MORE: Первый Альтернативный Музыкальный Телеканал

«В моем углу DVD и книги, смотреть телеканалы смешно и странно» — в 2008 году эта песня группы Lumen не покидала плейлисты многих людей из неформальной тусовки. И тем не менее, один телеканал выбивался из этой концепции. Речь, естественно, про A-One.

Начав свое вещание в разгар лета 2005-го «Первый Альтернативный» сразу занял нишу, которую практически полностью игнорировали российские музыкальные каналы. В ротацию телеканала попали клипы не только лучших представителей зарубежной рок сцены. Значительное количество эфирного времени было уделено и российским музыкантам. До этого момента русские клипы можно было встретить только на «Муз-ТВ» и MTV, и то, совсем не те, что хотелось бы. Формат есть формат. A-One же стал своеобразным рупором, кричащим с экранов и о горящем сентябре, и о полетах на Марс в рекордные сроки.

«Первое, что я заметил, вернувшись в 2004 году в Москву после жизни в Лондоне — это огромная разница между тем, что крутилось на телевидении, и той музыкой, которая действительно была востребована у молодежи, — говорит Виктор Логачев, генеральный продюсер телеканала A-One 2005-2008 гг. — Нам с друзьями было понятно, что эту нишу надо срочно занимать. Мы начали ходить по потенциальным инвесторам и не без труда, но нашли людей, которые в нас поверили. По сути, мы подняли то, что лежало и ждало, пока его поднимут».

Несмотря на то, что время жизни телеканала совпало с эпохой бурного развития широкополосного интернета, многие пока еще предпочитали узнавать новости именно через A-One. Этому способствовало огромное количество передач разной направленности. Среди них A-One News, освещавший самые свежие события из мира альтернативной и рок-музыки. «Парный прогон», в котором музыкальные коллективы импровизировали с приглашенными гостями. «Свежак», представляющий на канале новые клипы, программа об экстремальных видах спорта FIZRA и еще целая прорва достойных шоу.

Особой популярностью пользовался «Zвездо4ат» — часовой эфир с музыкантами, критиками и шоуменами, в рамках которого они в прямом эфире отвечали на вопросы телезрителей. В разное время в передаче успели поучаствовать Илья Черт, Лусинэ Геворкян, Рустем Булатов, Noize MC и многие другие. Героями последнего выпуска стали музыканты группы Animal ДжаZ. Продвигала рок-музыку в массы и авторская программа VJ Хоббита «Живага», где субботними вечерами можно было, прослушав «вводный ликбез» о группе, посмотреть запись живого концерта.

«Нам очень повезло с инвесторами, потому что первые три года нас вообще не трогали на тему прибыли, — продолжает Виктор Логачев. — Нам верили и давали делать все, что хотим. Я с самого начала настаивал на том, что это должен быть отвязный телеканал, который идет вразрез всем правилам. Трешовый, безбашенный, свой в доску. А ведущие — простые парни и девчонки, живущие по соседству. Без гламура и отрепетированных фраз. Я думаю, за это нас и любили».

Мощным стимулом к завоеванию популярности канала стала проведенная в сентябре 2005 года в «Лужниках» первая церемония вручения музыкальной премии RAMP, в качестве хедлайнеров на которой выступили американские нью-металлисты Korn. Премия стала ежегодной и просуществовала 5 лет, подарив российским слушателям живые выступления Stobe Sour, Marilyn Manson, UNKLE, Franz Ferdinand и Klaxons. Именно благодаря премии RAMP команде телеканала удалось объединить вокруг себя всю альтернативную движуху, составив конкуренцию традиционному року, представленному на «Нашем» радио. Но ненадолго.

«Несмотря на всю свободу, которую нам предоставили, к третьему году инвесторы стали волноваться, что рекламодатели не хотят размещать свои ролики в эфире A-One, — говорит Логачев. — Когда компании видели эту жуткую картинку, где были Slipknot, Korn, Disturbed и так далее, то они просто не хотели ассоциировать свой бренд с этой жестью. А молодежных брендов, которых сейчас полно, тогда просто не было. Наверное, мы немного опередили время. И наши акционеры решили смещать формат в сторону «Нашего» радио. Там-то с рекламой все было в порядке».

В 2007 году Виктора Логачева на должности генерального продюсера телеканала заменил Михаил Козырев. Это не могло не повлиять на эфирную политику. В ротации появилось большое количество русского рока и зарубежного мейнстрима, практически полностью пропал металл. Многие поклонники телеканала в этот период стали активно высказывать свое недовольство, говоря о том, что A-One превратился в симбиоз телеверсии «Нашего» радио и MTV.

Полтора года спустя Козырев покинул A-One, однако русский рок так и остался в сетке вещания. Кроме того, после его ухода эфир постепенно стал пополняться электронной музыкой и хип-хопом. В 2011-м именно хип-хоп и захватил в свои сети все эфирное время – этому способствовал приход на канал нового генерального продюсера. Им стал Александр Толмацкий, известный хип-хоп продюсер и отец того самого Децла. В кратчайшие сроки была подготовлена «перезагрузка», телеканал сменил формат и получил название A-One Hip-Hop Music Channel. 20 октября ровно в десять часов вечера в эфир вышел клип группы The Black Eyed Peas на песню «Let’s Get It Started», ознаменовав собой начало новой жизни телеканала. Специально к этому событию был придуман слоган: «Хип-хоп здесь, альтернатива есть». Но те, кто любил начинать утро с бодрых клипов Cannibal Corpse, никак не могли согласится сменить их на Тимати. Старая аудитория стала активно покидать канал.

В таком виде он просуществовал еще 5 лет, пока в мае 2016-го не перешел в руки «Газпром-Медиа Холдинга». Тогда на базе Hip-Hop Music Channel был запущен телеканал «ТНТ Music», что окончательно похоронило бренд A-One.

Сегодня многие с ностальгией вспоминают времена, когда деревья были большими, а A-One — на волне своей популярности. Нужен ли подобный телеканал сейчас? Интернет окончательно захватил мир. Каждый артист ежедневно выкладывает свежие фото и посты, ведет живые трансляции и активно общается с аудиторией. Новости о релизах через паблики распространяются со скоростью света, а благодаря YouTube никому не нужно целый день просиживать перед экраном в ожидании нового клипа. Изменилась сама культура потребления информации, так что A-One в своем прежнем формате навсегда останется лишь воспоминанием. Но быть может, кто-нибудь сможет предложить что-то лучшее?



Читай ещё: