Техник группы на фестивале

В рубрике «Как это работает» мы стараемся предельно подробно описать то, что происходит по другую сторону занавеса. Рассказать о работе людей, которые создают шоу, но остаются в тени. Героем этого выпуска стал Сергей Алексеев, техник группы LOUNA. Мы наблюдали за его работой на фестивале Park Live в Москве.

Техников часто называют «роуди», от английского слова «road» («дорога»). Это люди, которые решают все технические вопросы команды в туре и вообще на концертах. Техник пашет, когда группа отдыхает. Он готовит аппарат, сцену, коммутирует, настраивает инструменты, разбирает, пакует и грузит. От его профессионализма зависит то, насколько безупречно пройдет концерт и для зрителей, и для артистов. Второй момент не менее важен. На качество шоу во многом влияет настроение музыкантов. Если играть удобно, и все работает как часы, то им не остается ничего, кроме как давать ядерного огня и радовать своим творчеством людей, пришедших на концерт. Фестивали отличаются от сольных концертов тем, что там все непредсказуемо. С «Парклайвом» тоже не обошлось без нюансов.

«Мы вернулись из фестивального тура на три города и планировали день отоспаться перед «Парклайвом», – говорит Сергей, – но утром узнали, что нам перенесли время саундчека и вместо того, чтобы чекаться непосредственно перед своим выступлением, мы должны приехать на площадку за день до фестиваля. Получается, что надо было срочно собираться».

Оказалось, что фуры с оборудованием хедлайнера, группы System Of A Down, тормознули на границе, и они опаздывают. Поэтому организаторам пришлось все менять. Вопрос поставили ребром: либо LOUNA приезжают за день до фестиваля, либо саундчека может не случиться вовсе. Надо понимать, что Park Live – это мероприятие высокого уровня, которое делают настоящие профессионалы. За организацию отвечает концертное агентство «Мельница», за звук – компания Live Sound. Но в случаях, когда есть сложная международная логистика, всегда присутствует вероятность форс-мажора.

«Все оборудование у нас хранится на базе, куда мы его и сгрузили по возвращении из Киева с фестиваля Atlas Weekend, — продолжает Сергей. — Повезло, что наш водитель, с которым мы обычно все перевозим, был свободен в этот день и смог оперативно приехать за аппаратом. Также мы подвязаны с компанией Orange, которая предоставляла нам на выступление гитарные кабинеты. Там тоже все срослось, и они смогли доставить их вовремя».

Еще на этапе переговоров Сергей Алексеев согласовывает с организаторами все оборудование, необходимое для качественного выступления группы. Сергей в группе LOUNA считается техническим директором, и на нем лежит ответственность за всю техническую часть. На таком фестивале, в числе прочего, он просит организаторов предоставить передвижные подиумы для гитарных кабинетов и барабанной установки. Каждая из выступающих групп имеет свой набор оборудования (бэклайна), который выкатывается перед выступлением и потом припарковывается на бэкстейдже после сета. Всеми перемещениями оборудования по сцене руководит специальный человек – стейдж-менеджер. Он продумывает маршруты движения платформ так, чтобы одна группа не столкнулась с другой при смене. Разъехаться на сцене не так просто.

«Мы отчекались на удивление быстро, — говорит Сергей. – У нас даже осталось время на то, чтобы сыграть всю программу и немного порепетировать на этом звуке. Все-таки на подобных аренах мы выступаем не часто, и музыкантам надо было почувствовать площадку. В день концерта я знал, что будет проблема с парковкой, поэтому выехал пораньше. Как и предполагалось, даже имея пропуск, я полчаса ездил вокруг стадиона, не понимая, куда заезжать. Фестивали – это тот еще квест. Я вообще всегда стараюсь приезжать на площадку пораньше. Пусть в ущерб сну или отдыху, но зато я буду делать все не спеша».

Сергей достал гитары, настроил их, поменял батарейки в радиосистемах. Всего за концерт группа LOUNA использует 24 пальчиковых батарейки. И каждый раз ставится новый комплект. Если учесть плотность выступлений команды, то можно представить, какой идет расход. Сергей следит и за тем, чтобы правильно их утилизировать. После концерта батарейки отправляются на базу, где используются до конца на репетициях. После этого техник отвозит их в пункт утилизации. Как-никак забота об экологии.

«Вообще, на фестивалях всегда нюанс на нюансе, — продолжает Сергей. — Надо быть готовым ко всему, и обратной дороги нет. Если возникают непредвиденные сложности, то надо действовать по ситуации, нельзя сказать:

«Я не знаю, я не могу». Например, я с вечера оставил на сцене с краю свое техническое оборудование и планировал уже ничего не двигать. Но в конце нашего чека приехали техники SOAD и сказали, что им нужна сцена полностью. Поэтому пришлось все увозить и менять схему действий».

Когда сцена готова, техник расставил, подключил и проверил каждый инструмент, он дает команду группе, что можно выходить. До отмашки техника музыканты на ней не появятся. Теперь остается следить за тем, чтобы все работало во время сета. Редко, когда выступление проходит без проблем. Все помнят неработающий микрофон Хэтфилда на церемонии вручения «Грэмми» в этом году. Если на таком уровне случаются косяки, то что вообще можно говорить про обычные концерты, пусть даже с участием мировых звезд. Хороший техник должен решить проблему настолько быстро, чтобы никто в зале даже не понял, что она была.

«На «Парклайве» на первых же секундах первой песни пропал звук всех гитар и микрофон, — говорит Сергей. — Я сразу понял, что проблема в радиосистемах, и обратил внимание, что нет питания в рэке. Полез смотреть, что там случилось, и оказалось, что отошел адаптер».

После выступления музыканты отправляются в гримерку, а у техника есть минут пять, чтобы все быстро раскоммутировать и сложить на платформы, которые потом откатывают на бэкстейдж. Дальше уже можно не спеша скручивать шнуры, убирать инструмент, паковать оборудование. Рабочий день техника заканчивается только глубокой ночью, когда весь аппарат отвозят на репетиционную базу. В идеальном мире техники выполняют вообще всю работу, включая саундчек, а артисты приходят только к началу сета, берут гитары и идут на сцену. И Сергей Алексеев стремится именно к этому. Техники вообще очень странный народ. У них и так работы через край, а они хотят еще больше.

Фото: Екатерина Шуть



Читай ещё: