«Сплин» по эту сторону от сцены

Концерт начинается не с первых аккордов артиста, а с очереди. Именно там люди знакомятся, общаются, поют и даже влюбляются. Наша корреспондентка побывала на столичной презентации альбома «Встречная полоса» группы «Сплин» чтобы пропитаться духом мероприятия.

До начала концерта четыре часа. У входа на территорию «ВТБ-Арена» возле железных ограждений с надписями «Фан-зона» и «Танцпол» собираются первые зрители.

— Я все альбомы его люблю, особенно «Черновики» и самые ранние. У меня песни «Иди через лес» есть куча вариантов исполнения — и демки, и не демки, целый плей-лист на час примерно. Я могу слушать его вечно! Одна из моих любимых песен, — говорит невысокий парень в яркой куртке и с небольшим рюкзачком за спиной.

— А я мечтаю хоть раз вживую услышать «Черный цвет солнца», — отвечает светловолосый парень лет двадцати семи. — Жаль, что он не поет ее уже. Теперь можно послушать только на старых записях 98-го. Говорят, что он вообще ее не любит. А вот «Невский» в том году спел в «Адреналине». Он сказал: вот мы ее десять лет не исполняли — держите!

Они первыми стоят в очереди на вход. Постепенно сюда подтягиваются люди, одетые в майки с символикой разных альбомов группы «Сплин», и очередь быстро увеличивается. Перед молодыми людьми, ведущими оживленную беседу, пролазит и становится первой девушка с яркими розовыми локонами и в черной майке с портретами музыкантов группы. Она занимала раньше всех, но отходила за водой.

Самые преданные поклонники «Сплин» приехали задолго до начала концерта, чтобы занять лучшие места поближе к сцене. Сегодня легендарная группа отечественной рок-сцены представляет в столице новый альбом «Встречная полоса». Это их пятнадцатая студийная пластинка. В афише сказано, что в этот вечер зрителей ждут новые композиции, давно полюбившиеся хиты и эффектное световое шоу, так что желающих насладиться выступлением в этот пятничный вечер собирается все больше. Концертная площадка подготовлена для десяти тысяч зрителей.

Чеканя шаг, приближается отряд Росгвардии. Командир окидывает строгим взглядом быстро растущую очередь, отдает приказания солдатам передвинуть железные ограждения, расширить коридор, выстроиться вдоль и сразу уходит. Поклонники «Сплин» под пристальным взором Росгвардии продолжают коротать время, вдохновенно обсуждая творчество Александра Васильева.

— Когда они записывали «Сигнал» вроде он пытался немножко голос восстановить. Ну, прикольный тогда, конечно, голос у него был. Я помню на первых концертах вот это вот его «иди через ле-е-ес», — напевает парень с рюкзачком. — Блин, это так прекрасно было!

Голос фронтмена группы вызывает у поклонников особо оживленные обсуждения. Когда-то в начале карьеры музыкальные критики упрекали Сашу Васильева в отсутствии вокальных данных. А он на звание выдающегося певца никогда и не претендовал и предпочитал, чтобы на обложках и в буклетах альбомов «Сплин» напротив его фамилии вместо «вокал» писали «голос». Вскоре критики и поклонники признали, что в его голосе и манере исполнении песен есть особая фишка, проникновенность, которая цепляет. Сейчас голос подсел – видимо, за 25 лет сказалось и количество постоянных концертов, и количество выкуренных сигарет. А поклонники теперь с удовольствием сравнивают голос на старых альбомах и новых – дискутируют, какое исполнение круче.

— Он в «Б1» пел «Иди через лес» в акустике? — раздается вопрос из очереди.

— В «Б1» пел просто под гитару, без всего вообще!

— А в «Крокусе» уже с инструментами. Тоже красиво было.

Девушка с розовыми волосами ненадолго выбирается из очереди, чтобы никому не мешая покурить в сторонке. Периодически слышатся шипящие щелчки открывающихся банок с газировкой и энергетиками. В очереди много молодежи, но есть и довольно взрослые. Кто-то пришел с подругой или приятелем, кто-то со второй половинкой, есть те, кто пришли одни. Многие с удовольствием присоединяются к разговорам о любимой группе и походах на концерты.

— Мой друг не пошел со мной сегодня, — говорит юноша с бородкой веселой девочке в рваных джинсах. — Он слишком брутальный, поэтому любит легкую музыку. Нюшу там всякую. Нет, я серьезно. Ты не знала, что чем брутальнее с виду парень, тем более нежную музычку предпочитает? Какой там «Сплин» ему!

— Меня кинули, я одна пришла, — рассказывает в ответ девочка. — Из-за друзей я не купила билет в фанку, хотя деньги были. Они хотели взять на танцпол, ну и я туда купила, а они передумали вообще идти, так что на танцполе сегодня тусую. Подстава. А у тебя классный цвет волос, – говорит, обращаясь уже к девочке с розовыми локонами.

— Не расстраивайся. На танцполе звук может быть лучше даже, чем в фанке.

— Да звук везде норм. Но мне главное видеть близко, даже если звук и не очень будет.

— Я стараюсь на все-все концерты «Сплин» ходить, когда к нам приезжают, — рассказывает парень с рюкзачком соседям по очереди. — А то у меня друг один очень хотел пойти на Задорнова. Долго копил на билет, а Задорнов вдруг бац, и умер. Ну, друг, как узнал, в тот же день все деньги и пропил.

У группы на сегодняшний день выпущено пятнадцать альбомов. Это примерно две сотни песен, и поклонники с упоением делятся друг с другом, какую из давно не исполнявшихся композиций хотели бы услышать на концерте.

— Блин, а у меня еще есть несбыточная мечта. Я жду «Санкт-Петербургское небо» из «Пыльной были»! Я ее живьем никогда не слышал. В записях только можно найти, какой-нибудь концерт в «Космонавте» 96-го.

— Не, ну «Пыльная быль» это, конечно, один из моих любимых.

— Он сам из «Пыльной были» любит «Жертву талого льда».

— Хорошая-хорошая тема. У него там все хорошие. Но мне кажется, он ничего с этого альбома исполнять уже не будет, потому что понимает, что голосом уже не вытянет. Хотя, если поменяет аранжировки, кстати.

— А что ему мешает чуть тише петь и убрать все инструменты, оставить одну акустическую гитару. Мне кажется, под акустику он может все что угодно спеть.

— Да, что-то в этом есть. Что-то есть.

— А мне «Ключ» понравился после того, как я живьем послушал его. В записи показалось, что недописанный какой-то, будто не ограненный алмаз. А на концерте отлично зашел, раскрылся прямо.

Длинноволосая девочка в голубой рубашке разворачивает шоколадку и угощает соседей по очереди со словами: «Не проголодались еще? Скоро нас запустят».

— Ага, еще двадцать минут до захода в зал и там два часа еще до начала ждать, — сокрушается девочка с черной помадой на губах.

— Помни, что каждая минута ожидания приближает тебя не только к началу концерта, но и к его окончанию, — шутит парень с бородкой.

За два часа до начала концерта открывают проход в зал. Очередь оживляется и единым потоком быстро движется сначала мимо Росгвардии по коридору из железных ограждений, затем по лестничным пролетам ВТБ-Арена, и, наконец, попадает в огромный прохладный зал.

Первые ряды у сцены заполняются очень быстро. Постоянно подходят новые люди и занимают места. До начала концерта час и зал, рассчитанный на 11 000 человек, почти полный. А когда-то в конце девяностых на выступлении «Сплин» в клубе «Гора» собиралось не больше десяти человек.

Фан-зона и танцпол заполнились быстрее трибун и теперь напоминают огромное, шумное и волнующееся море. Кое-где видны «ямы». Часы ожиданий в очереди ради лучших мест утомили, и люди присаживаются на пол, чтобы дать небольшой отдых ногам. Ровно в восемь вечера по залу периодически прокатываются нарастающие и затихающие волны аплодисментов, криков и свиста. Музыкантов вызывают на сцену.

Какая-то девушка не выдерживает томительного ожидания и громко, срываясь на визг, выкрикивает: «Саша!». Неподалеку от сцены женщина и девочка лет восемнадцати, видимо мама и дочь, смеются и тоже начинают кричать имя солиста.

— Девочки, для вас он Александр Георгиевич, а не Саша. Ему вообще-то в этом году полтос, — улыбаясь говорит стоящий рядом веселый мужичок и мама с дочкой снова смеются.

В какой-то момент зрители начинают хором скандировать: «Са-ша! Са-ша!» и светловолосый мальчик в джинсовой куртке, задумчиво глядя на сцену, произносит: «Интересно, что чувствует музыкант, когда слышит из гримерки, как тысячи людей хором кричат его имя?».

Когда музыканты выходят на сцену, зрители дают волю эмоциям: крики, аплодисменты и визг сотрясают пространство зала, как только звучат первые аккорды. Все два часа вступления публика отрывается, распевает любимые песни и танцует с нереальным драйвом, позабыв об усталости в ногах, своих заботах и столичной повседневной суете. Здесь и сейчас. Только музыка. Люди зажигают фонари и зажигалки, превращаясь в бескрайнее звездное небо, а на языке сплиноманов — в «небо в алмазах».

— Посмотрите, как красиво! — радостно произносит Александр Васильев, глядя на огни.

После концерта, покидая зал, люди хором напевают бессменный хит, который сплиноманы окрестили «песней на все времена» и за который группу когда-то прозвали депрессивной, а Васильеву приходилось не раз говорить в интервью об истинном позитивном смысле этой песни.

«Ключ поверни, и полетели», — напевают счастливые люди, и зал медленно пустеет. «Скоро рассвет. Выхода нет», — эхом разносится по длинным коридорам, ведущим на теплую весеннюю улицу.

 фото: Мария Зацепина



Читай ещё: