Рубрика Босс: Илья Груздев, основатель инди-лейбла М2БА

«Ария», «Слот», «Stigmata», «МодеМ», «Обе-Рек» — группы, которые не надо представлять. Сегодня всех их объединяет инди-лейбл М2БА, который в чем-то напоминает собор на старой городской площади: снаружи он немного обветшал, но это не сказывается на его величии. Мы поговорили с «настоятелем» М2БА – основателем компании, продюсером Ильёй Груздевым, который рассказал о зарождении и жизни лейбла, главных его отличиях от мейджора и о том, как управлять компанией из другой страны.

Илья, когда ты в последний раз давал интервью в России?

Кажется, это был журнал Music Box, где-то 2 года назад.

Ты намеренно избегаешь активного мелькания в медиа?

Ты знаешь, я никогда не стремился публично озвучивать свои позиции, потому что в музыкальной индустрии очень много экспертов, дающих комментарии по тому или иному событию. Поэтому я специально ничего не предпринимаю, чтобы быть каким-то публичным экспертом или аналитиком. Те, кому нужна информация, знают где ее получить.

 Как тебе пришла идея основать инди-лейбл много лет назад?

Это был какой-то естественный путь. Я работал с начала двухтысячных в компании-мейджоре.

В какой?

В компании BMG, она потом слилась с компанией Sony. В какой-то момент  я понял, что могу существовать самостоятельно, и сделал всё то же самое, только для себя.

Когда твой будущий лейбл зарождался, была ли у тебя цель стать крупным российским лейблом?

Да, наверное была, но со временем стало понятно, что в этом нет необходимости. В российских условиях, где индустрия и рынок мелкие, ты все равно будешь мелким относительно мировой индустрии. И потом важно понимать, что лейбл в любом случае обслуживает артистов. Можно обслуживать много артистов, но это будет менее эффективно, а в небольшом лейбле ты уделяешь каждому артисту больше времени, поскольку их у тебя не так много. Поэтому мои амбиции по поводу увеличенной компании не то, чтобы пропали, скорее трансформировались.

С какими иллюзиями тебе пришлось расстаться, когда ты ушёл из крупного мейджора и основал свою небольшую компанию?

У меня не было никаких иллюзий, на тот момент я уже довольно длительное время провел в музыкальной индустрии. Если бы я строил бизнес на иллюзиях, то боялся бы, что они лопнут, занимался бы их поддержанием, а так бизнесу быстро приходит конец. Поскольку мне всё было хорошо известно, то и не было никаких иллюзии, только реальное представление о том, как всё работает.

Ты пытался найти какого-нибудь инвестора, который избавил бы тебя от независимости, но дал бы больше возможностей?

Нет, мы никого никогда специально не искали. У нас были партнеры, с которыми мы сотрудничали, но это было скорее деловое партнерство. Музыкальный лейбл — это не тот бизнес, который может быть интересен серьезным инвесторам в России. Это такой кусочек небольшого развлекательного бизнеса, который понятен своим, и который не генерирует доходов,  интересных профессиональным инвесторам.

Как устроена экономика инди-лейбла в России?

Как и в любом мировом инди-лейбле: есть альбомы и синглы, которые продаются и генерируют доход. Артист приносит альбом, лейбл занимается его реализацией, затем выплачивает доход артисту и на остаток существует. Для сегодняшней М2БА в основе бизнеса эксплуатация прав: релизы альбомов, продажи носителей, управление смежными и авторскими правами. С точки зрения экономики точно так же живут все основные лейблы.

Что является главной строкой расходов в инди-лейбле?

Наверное, это маркетинг и содержание компании.

В М2бА сейчас много людей работает?

Нет, у нас работает буквально пять человек.

Вы такую большую работу делаете впятером? Достойно, как минимум, поклона.

Мы привыкли. Были времена когда, у нас работало больше человек, но это было ещё до первого кризиса. Поскольку у нас не очень стабильная экономическая ситуация в стране в целом и в музыкальном бизнесе в частности, приходится постоянно искать методы, которые помогут выполнять работу эффективнее и уменьшат затраты. Собственно, мы всегда были в такой ситуации, и сейчас и тогда.

Как давно вы перестали сотрудничать с российской киноиндустрией? На сайте М2БА последний фильм от 2007 года, и складывается впечатление, что вы забили. 

Мы не то что забили, у нас не доходят руки обновлять портфолио на сайте, но за прошедшие пару лет мы действительно стали меньше работать в кино. На заре М2БА мы не только продавали права на использование музыки в фильмах, мы делали музыкальное сопровождение ко всему фильму. В какой-то момент мы стали просто продавать права и уделять больше времени работе с артистами. У нас есть каталог, мы можем предлагать песни, мы этим по-прежнему занимаемся, но у этого уже нет того хайпа, который был десять лет назад.

 Какой был последний фильм, для которого вы писали музыку под ключ?

Последним «громким» фильмом, где мы полностью продюсировали музыку, был «Бой с тенью 3: последний раунд» режиссёра Алексея Сидорова, после этого, правда, был ещё фильм «22 минуты», но нашей работы в нем не слышно, так как во время работы над фильмом сменилась продюсерская команда. Из сериалов – наш артист ST1M хорошо прозвучал этой весной в достаточно рейтинговом сериале ТНТ «Полицейский с Рублёвки 2».

Назови, пожалуйста, главную причину, по которой «Ария» выходит именно под лейблом М2БА,  а не под каким-нибудь мейджером?

Мне трудно сказать, на самом деле. Я надеюсь, что нам комфортно друг с другом, мы вместе выпустили три пластинки из новых релизов: «Через все времена», «Классическая Ария» и концертный альбом, посвященный тридцатилетию группы. Мы как-то притёрлись друг к другу работаем вместе и, кажется, у нас всё нормально. Может в этом всё дело: есть взаимный комфорт в работе.

Какой артист стал самым большим провалом для М2БА, о котором ты, возможно, жалеешь до сих пор?

Я не могу сказать, что у нас были серьезные провалы. Мы очень аккуратно подходим к подбору артистов, поэтому такой ситуации, чтобы мы испытывали сожаление, не было.

То есть даже разочарования не было?

Понимаешь, в работе с артистом глупо разочаровываться и вообще мыслить в таких категориях. Конечно, всегда есть ожидания, ведь ты хочешь, чтобы артист продавался всё больше и больше, становился популярнее. Когда такое не происходит, то это нормальная и естественная история: не все добиваются тех высот, которых от них ждут.

Илья, ты некоторое время живешь в Риге и управляешь лейблом дистанционно.

Да, мне здесь комфортней и спокойней, сегодня это очень ценно. Надо быть там, где тебе комфортно.

Помогаешь ли ты каким-то образом артистам, которые никогда еще не ездили на запад, там оказаться?

Знаешь, на самом деле месторасположение абсолютно ни на что не влияет. В наше время достаточно развиты коммуникации, чтобы делать бизнес где угодно. Даже когда я находился постоянно в Москве, мы выпускали альбом «СЛОТ» в Японии. С точки зрения сотрудничества с иностранцами абсолютно не влияет то, где ты сам находишься. Может быть, это чуть удобнее, потому что тебе не нужна виза, чтобы выехать в Европу. По большому счёту, мы всегда общались западными ребятами, и для этого не надо было находиться в Европе, чтобы делать бизнес с европейцами и лететь в Америку, чтобы делать бизнес с американцами.

Как тебе кажется, в 2017 году музыкантам в России надо стремиться куда-то выезжать, или они могут вполне обходиться интернетом и не переживать, что их не услышат?

Безусловно, если музыканты хотят, чтобы их музыка продавалась в зарубежных странах, им нужно ездить и давать концерты. Концерт привлекают публику, и музыкантам они, безусловно, нужны. Интернет, конечно, позволяет меньше ездить и всё равно быть успешным: загрузил клип на YouTube, и он понравился в Германии, в Японии, Америке и так далее. Но если артист хочет больше продавать музыку в тех или иных странах, то ему надо туда приезжать.

Как стать артистом М2БА, и какими качествами он должен для этого обладать?

Всё очень просто: надо традиционно прислать информацию о себе на e-mail, который указан на сайте. Если мы послушаем и поймем, что эта музыка нам интересна, мы с таким музыкантом свяжемся. Что касается того, какими качествами он должен обладать или какую музыку писать, здесь нет каких-то особых требований. Если нам нравится, и мы понимаем, что можем на этом заработать деньги, мы всегда предложим какие-то интересные условия.



Читай ещё: