Отмена концертов. Как мы дошли до такой жизни

Сейчас, когда правоохранительные органы отменяют какой-то концерт или настоятельно рекомендуют организаторам отказаться от его проведения, нам это уже кажется рутиной. Подумаешь, новость. Но как мы пришли к этой апатии? Давайте проследим деградацию общественного сознания.

Первая значительная отмена фестиваля была в 2003 году, когда «Нашествие» решили не проводить в Раменском, а ограничились двухдневным марафоном в студии «Нашего радио». Но там организаторами руководил, скорее, здравый смысл. Незадолго до этого произошел теракт на фестивале «Крылья», и все были попросту напуганы.

В те годы концертная индустрия находилась в зачатке, и крупные фестивали можно было пересчитать по пальцам одной руки. Даже не все пальцы пригодились бы для такого подсчета. К концу нулевых, началу десятых годов дело пошло на лад, появилось больше фестивалей, открывались новые клубы. Даже андеграундные команды уже могли уверенно гастролировать. Всем хватало места. Не смотря на то, что денег в индустрии было еще не много, это время можно назвать золотым с точки зрения цензуры. Власти и общественные деятели еще не искали экстремистов среди музыкантов, верующие не оскорблялись их творчеством, а артисты из Украины еще были желанными гостями на концертных площадках страны.

Впервые о политизированных запретах мы узнали в 2012 году на примере группы ДДТ. Юрий Шевчук, известный своими оппозиционными взглядами, вступил в диалог с тогдашним премьером Путиным, высказав свое мнение о положении дел в стране. Выступления ДДТ отменили в Кемерово, Югре, Омске и Брянске. Никто не признавал, что распоряжение об отмене исходило «сверху», но почему-то всем это казалось само собой разумеющимся.

«Как известно, во многих регионах живут подневольные люди, — рассказывал Юрий Шевчук в интервью МК. — Если начальство приказывает отменить концерт, они берут под козырек и послушно выполняют распоряжение сверху».

В 2014 году, когда в соседней Украине сменилась власть, на российском концертном рынке тоже стало неспокойно. Артистов начал делить на «наших» и «не наших». Причем во вторую категорию попали не только украинские коллективы, а вообще все, кто не разделял официальную позицию Кремля по этому вопросу. Одним из первых под раздачу попала белорусская группа «Ляпис Трубецкой», чья песня «Воины света» стала неофициальным гимном Майдана. От некоторых депутатов пошли запросы в прокуратуру с просьбой проверить высказывания Сергея Михалка и, возможно, вообще запретить группе выступать в России. Михалок в интервью украинскому «Гражданскому телевидению» говорил, что на сотню состоявшихся концертов «Ляписа Трубецкого» в 2014 году, не состоялось порядка двадцати. Первого сентября 2014 года Михалок распустил группу, образовав новый, более политизированный коллектив Brutto. Но в России новой группу удалось сыграть всего несколько раз. С 2015 года Brutto в России не выступает. Сергей Михалок объясняет это тем, что сейчас создана такая ситуация, при которой нахождение в России для него не безопасно.

Следующим был Noize MC. После того, как он выступил с украинским флагом на фестивале «Захiд» во Львове, нашлись такие, кто обвинил его, не много ни мало, в предательстве Родины. Результатом стала отмена большей половины осеннего тура 2014 года.

«Я насмотрелся на изобретательность людей в погонах, — рассказал Иван Алексеев (Noize MC) в интервью Юрию Дудю. — Например, проводим учения; классика — в клубе заложена бомба; поступила информация, что здесь продают наркотические вещества; у клубов вдруг появлялись проблемы с лицензией на алкоголь».

Тогда же под раздачу попал и Андрей Макаревич. Патриарх отечественного рок-н-ролла тоже испытывал большие проблемы с гастролями из-за своей позиции по Украине. Везде схемы отмен были разными, но нигде не было прямого запрета. Если не могли придумать сколь-нибудь вескую причину, то ссылались на обезличенные технические причины.

Активизировалась и верующие, оскорбленные творчеством польской команды Behemoth и американской группы Marilyn Manson. Но там все было гораздо прямолинейнее. В 2014 году, под давлением православных активистов, власти запретили проводить концерты Behemoth во Владивостоке, Хабаровске и Томске. В Новосибирске сделали еще проще. Перед входом в клуб Rock City встала бригада спортивных парней, представившихся православными людьми. Они сказали, что на концерт можно пройти только через них. Приехавший ОМОН хулиганов не задержал, а просто встал между ними и поклонниками группы. Тем же летом сорвали фестиваль Park Live. Ровно перед выступлением Marilyn Manson поступил анонимный звонок, что на территории фестиваля заложена бомба. В срыве мероприятия многие подозревали организацию «Божья воля» под руководством Дмитрия (Энтео) Цорионова, который  но правоохранительные органы этого не подтвердили.

В 2015-16 годах было отменено так много фестивалей, что журналисты устали загибать пальцы, а публика гадала, какой фест отменят следующим. Outline и Raw Fest в Москве, «Хвоя» в Тульской области, Sunvibes на Алтае, «Песок» в Тверской области. Новые власти Крыма запретили проведение легендарного «Казантипа», а фестивалю Kunbana пришлось в срочном порядке перебазироваться из Калининградской области в Ригу.

«Истинная причина отмены фестиваля 2015 года до сих пор для остается неизвестной, — говорит Илья Островский, продюсер фестиваля Kubana. — Официальная версия, что якобы не было возможности обеспечить безопасность мероприятия, выглядит смешно. Очень странно употреблять такие формулировки относительно региона, в котором через пару лет планируется проведение чемпионата мира по футболу».

Казалось бы, все улеглось и в последний год мы не много слышим об отменах мероприятий по политическим или религиозным мотивам. Но вот 21 октября этого года в городе Муроме Владимирской области был отменен концерт группы «Порнофильмы» по требованию прокуратуры и ФСБ. В качестве причины силовики назвали тексты группы, которые «пропагандируют асоциальный образ жизни, прививают недоверие и  ненависть к органам государственной власти и сотрудникам правоохранительных органов». Это, наверное, самый явный случай запрета концерта за последние годы. Никакого подковерного давления на владельца клуба. Организаторы даже получили официальную бумагу, в которой было написано, чем они рискуют, проводя это мероприятие. То есть мы получили явный пример применения цензуры.

Если вернуться к названию этой статьи, то мы не докатились до такой жизни, а просто возвращаемся к истокам. Вспомните, в каких условиях зарождалась рок-музыка в СССР. С самого начала она считалась порождением Запада, призванным развалить советское государство. Но в целом режим «запретного плода» только усиливал интерес советских граждан. Чем все закончилось, мы прекрасно помним. Борис Гребенщиков и «Машина времени» до сих пор собирают огромные площадки, а Советский Союз канул в лету. Хотя нет. Не до конца. Чем дальше, тем заметнее движение истории назад. Сейчас мы находимся примерно в 1987-м году, но паровоз не сбавляет обороты.



Читай ещё: