«Московская рок-лаборатория»

1984-1985-ые были, возможно, самым сложным временем для московского рока. Эта музыка была на столько непризнаваема властями, что в городе вообще не проводились рок-концерты. Тем не менее, продолжали появляться новые группы, о которых все равно узнавали и которые все равно звучали на московских кухнях. Когда стало ясно, что остановить распространение рок-музыки невозможно, ее решили «легализовать» и, переписав по головам всех рок-музыкантов, объединить их в рамках одной организации. Так, в октябре 1985 года, то есть 30 лет тому назад, возникла «Московская рок-лаборатория», которая должна была следить за «идеологической чистотой» рок-групп, а по сути стала первым продюсерским центром, давшим путевку в жизнь многим музыкантам.

scan_558

Для того чтобы начать свою деятельность, «Московская рок-лаборатория» устроила прослушивание, пообещав группам и публичные выступления, и записи пластинок. Музыканты отнеслись к этой идее скептически: а вдруг после прослушивания всех арестуют? Тем не менее, некоторые коллективы все-таки отважились выступить перед чиновниками. Среди «смельчаков» была и ставшая в последствие культовой группа «Звуки Му».

Всем, кто прошел прослушивание, было разрешено выступать на площадках Москвы.

Условия вступления в организацию были просты.

«Группа должна была хотеть быть в рок-лаборатории (за всю историю мы никогда никого не приглашали и не уговаривали), и худсовету должен был быть интересен материал, который группа представила на прослушивание. Было много команд, которые хорошо и технично играли, но если это было «ровное место», то это не к нам. И, наоборот, часто прощался и явный «фальшак» и слабенькие аранжировки, если группа демонстрировала нечто «свеженькое»», — вспоминает директор организации Ольга Опрятная.

Первый крупный концерт «Московской рок-лаборатории» состоялся в 1986 г. в ДК им. Курчатова. Там выступили группы «Звуки Му», «Браво», «Бригада С», «Вежливый отказ», «Центр» и «Николай Коперник». Затем все основные мероприятия рок-лаборатории проходили в ДК им. Горбунова. «Рок-лаборатория» помогала коллективам выпускать пластинки, оказывала, как бы это сейчас сказали, финансовую и информационную поддержку. Кроме того, организации удалось трудоустроить музыкантов, она помогала им получать статус артиста и зарабатывать музыкой, и для того времени это был серьезный культурный прорыв.
«Основные трудности для Лаборатории состояли в тотальной трусости высокопоставленных чиновников всех структур. Разрешив Лабораторию, они категорически не хотели ее реального существования. По идее, все должно было быстро превратиться в формальность. Лаборатория как бы есть, но «не беспокоит». А мы вдруг стали беспокоить. Количество групп, которые хотели вступить, росло в геометрической прогрессии, проводились еженедельные прослушивания, организовывались концерты в клубах и институтах. День и ночь вертелись магнитофоны по перезаписи кассет андеграундных групп в студии «Колокол» в подвале на Старопанском», — вспоминает Ольга Опрятная.
«Ария», «Черный обелиск», «Браво», «Крематорий», «НАИВ», «Ногу свело», — вот лишь небольшой перечень групп, которым помогла «встать» на ноги «Московская Рок-Лаборатория».
Нужна ли такая организация сейчас? Мнения на этот счет звучат разные, но в то время она, бесспорно, была необходима.

Юлия Шершакова
Фото: Сергей Бабенко

Этот материал был опубликован в 5-ом номере журнала «Артист».

Читайте все материалы номера здесь!



Читай ещё: